Введение в учебный процесс колледжа профессионального модуля «Проектное обучение в начальном образовании» обусловлена необходимостью реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования, содержание которого предполагает наряду с формированием предметных результатов обучения учащихся, формирование метапредметных и личностных результатов. Мониторинг метапредметных результатов выпускников начальной школы осуществляется через выполнение школьниками группового проекта. В связи с этим подготовка учащихся к выполнению группового проекта является актуальной задачей для начальной школы. Однако в курсе профессиональной подготовки учителей начальной школы в настоящее время отсутствуют дисциплины, содержательным ядром которых выступало бы проектное обучение. Особую актуальность проекту обеспечивает «Атлас новых профессий», разработанный специалистами Агенства стратегических инициатив и бизнес-центром «Сколково», в котором в перечне перспективных профессий (с периодом возникновения до 2016 г.) указана такая педагогическая профессия, как организатор проектного обучения. Таким образом, овладения учителями начальной школы основами организации проектного обучения в начальном образовании выступает непременным условием формирования важнейших компетенций, позволяющих молодому специалисту сферы образования соответствовать требованиям, предъявляемым в ФГОС НОО, и тем самым усиливать собственную конкурентоспособность на рынке труда.
Основанием для необходимости запуска профессионального модуля в учебный процесс выступает выявленная на сегодняшний день проблема – наличие дефицитов у учителей начальной школы, осуществляющих подготовку школьников к выполнению учебных проектов, решению проектных задач, выражающихся в отсутствии методологической базы и практических основ организации проектного обучения, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов у младших школьников.
Основная идея реализации профессионального модуля – подготовка компетентных специалистов в области организации проектного обучения в начальном образовании предполагает овладение обучающимися профессиональных компетенций (ПК):
- ПК 1 Определять цели и задачи проектного обучения в начальном образовании.
- ПК 2 Разрабатывать проектные задачи, разрабатывать и реализовывать проекты
- ПК 3 Оценивать результативность проектного обучения школьников.
- ПК 4 Вести документацию, обеспечивающую организацию проектного обучения в начальном образовании
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
- Иметь практический опыт:
- организации проектного обучения в начальной школе;
- разработки проектов в начальном образовании;
- наблюдения и анализа работы младших школьников над решением проектных задач и выполнения проектных заданий/участия в проектной деятельности (социального характера) в образовательных организациях.
- Уметь:
- определять цели и задачи проектного обучения, средства и планируемые результаты;
- использовать разнообразные приемы мотивации учащихся на реализацию проектов, с учетом возрастных особенностей детей;
- работать с проектными идеями младших школьников;
- организовать выполнение учащимися проектных задач, реализацию проектов (в том числе социальной направленности);
- определять предметные, метапредметные и личностные результаты, формируемые в проектном обучении;
- определять формы продуктов проектной деятельности с учетом содержания проекта;
- прогнозировать результаты реализации проектных идей;
- оформлять содержание проектной идеи и ее реализации в соответствии с требованиями;
- организовать процесс защиты проекта;
- оценивать проектные работы младших школьников.
- Знать:
- возрастные особенности учащихся начальной школы;
- способы коммуникации при организации проектного обучения с младшими школьниками;
- способы формирования УУД при организации проектного обучения;
- методику организации проектного обучения;
- классификацию проектов;
- требования к организации проектного обучения;
- основные этапы работы над проектом;
- основные содержательные направления организации проектного обучения в начальной школе с учетом возраста обучающихся, их интересов;
- требования к оформлению проектов;
- критерии оценки успешности реализации проекта.
По окончании изучения модуля предусмотрено оценивание компетентностей студентов посредством: защиты проекта, разработанного и реализованного совместно с учащимися начальной школы в рамках прохождения профессиональной педагогической практики.