Старейшее педагогическое
образовательное учреждение
Красноярского края

— многолетняя история начиная с 1873 г.
— более 150 сотрудников и педагогов
— более 700 студентов

КРАСНОЯРСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ:
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ

Александр II
(Фото с сайта http://www.peoples.ru)

Рубеж XIX-XX вв. в России связан с бурным социально-экономическим подъемом. Происходила модернизация общества, которая заставляла вносить коррективы во многие, казалась бы, устоявшиеся порядки. Сложившаяся к середине XIX в. система народного образования мало удовлетворяла возросшие потребности общества. Так, среди либеральных реформ, проводимых правительством Александра II одно из важных мест заняла реформа народного образования, уделившая на уровне государства особое значение проблеме народного просвещения и профессионального образования. Население Российской империи по-прежнему в большей части оставалось безграмотным, и подготовку педагогических кадров необходимо было вести в новом для государства ключе, используя возможно опыт не только собственный, но и заграничный.

В 1864 году была проведена школьная реформа, позволившая сделать российскую школу не сословной, а классовой. Данная реформа давала возможность частным лицам открывать новые школы, а также способствовала тому, что учрежденные в том же году органы местного самоуправления — земства, могли привлекаться к школьному делу. Земства, несмотря на некоторые ограничения в области развития народного образования, уже в первые годы своего существования участвовали в создании начальных сельских школ. А учительские должности занимались лицами без специальной подготовки, поэтому вопрос о подготовке учителей для начальных школ вставал на уровне государства очень остро.

Однако в Сибири земств не было, и здесь в целом ощущалась нехватка и общеобразовательных заведений, и учителей. И с 60-х годов XIX вв. начинается бурное развитие государственной системы образования в Сибири.

Ещё в 1864 г. в качестве эксперимента в местечке Молодечно (Западная Белоруссия) была учреждена учительская семинария. Был подготовлен временный Устав и Положение, по которым семинария являлась открытым учебным заведением, где бесплатно обучались представители всех сословий. Первые 4 года деятельности учительской семинарии показали необходимость внедрение данного опыта на всей территории России. И с 1872 года правительством утверждались учительские семинарии во всех регионах Российской империи, включая Сибирь.

В Государственном архиве Красноярского края сохранились документы, свидетельствующие о том, что Красноярская учительская семинария была учреждена на основе Положения и штатов Молодечнянской учительской семинарии. Так, в фондах Красноярской городской управы, сохранились распоряжения гражданского губернатора городскому голове об открытии в городе Красноярске учительской семинарии. На основании данных материалов можно проследить последовательность в решении обозначенного вопроса.

Лохвицкий Аполлон Давыдович

Кузнецов Петр Иванович

В июне 1873 года гражданский губернатор Енисейской губернии, действительный статский советник Лохвицкий Аполлон Давыдович, направляет уведомление Красноярскому Городскому Голове Кузнецову Петру Ивановичу

В документе утверждается, что на первый год в семинарию могут быть зачислены 20 учеников из городского и сельского сословия. Особое внимание обращено на то, каким образом необходимо осуществлять отбор для обучения в семинарии: «… удовлетворяющих требования на поступления в оную, точно такие же какие принимались в руководстве при поступлении в Иркутскую учительскую семинарию». Видимо, в связи с тем, что первая учительская семинария в Восточной Сибири была открыта в Иркутске, в 1872 году, Красноярская учительская семинария в организационном плане должна была ориентироваться на уже имеющийся опыт, в том числе и в деле отбора кандидатов на поступление.

Лохвицкий А.Д. пишет: «Сообщая о вышеизложенном, я имею честь покорнейше просить Вас, Милостливый Государь, немедленно распорядиться о выборе 3-х кандидатов из городского сословия, желающих поступить в учительскую семинарию и удовлетворяющих помянутые выше требования, на поступление в оную для помещения двух из них в учительскую семинарию и о том кто будет Вами избран уведомить меня». Строки свидетельствуют о наличии определенного конкурса при выборе кандидатов на обучение, однако решающим фактором являлось личное решение городского головы.

Дальнейшая деловая переписка губернатора и городского головы свидетельствует о том, что ни в Енисейске, ни в Канске и Ачинске не нашлось молодых людей из городского сословия, которые бы по знаниям могли поступить в открывавшуюся в  Красноярске учительскую семинарию. Вследствие чего, губернатор просит «немедленно распорядиться о выборе из городского сословия 6-ти кандидатов желающих поступить в учительскую Семинарию, взамен не оказавшихся в гг. Енисейске, Канске и Ачинске».

Дом Волкова по адресу улица Мира, 47 (Фото с сайта https://www.krasplace.ru)

В следующем письме городскому голове, губернатор упоминает о том, что Главный инспектор училищ Восточной Сибири «просит сделать распоряжение о приискании в городе помещения для означенной семинарии и служащих» и обращается к П.И. Кузнецову с просьбой уведомить его о состоянии пожертвованного им в г. Красноярске помещения под семинарию «с квартирами для директора оной, Законоучителя, 3-х наставников и 2-х учителей» и о том «в какой именно части города находится жертвуемый Вами дом, и если предполагается перестройки или новые постройки при доме, то к какому времени они могут быть окончены». Таким образом, можно предполагать, что изначально речи о строительстве собственного здания для семинарии не было, и решался вопрос исключительно о возможных местах её расположения в уже имеющихся зданиях города.

Поэтому с 1873 по 1895 год семинария располагалась в доме Волкова по адресу улица Мира, 47.

В фонде Красноярской учительской семинарии есть документ, подтверждающий назначение её директором Савенкова Ивана Тимофеевича, занимавшего на тот момент должность учителя математики Красноярской гимназии. Несмотря на то, что распоряжение о его назначении было получено И.Т. Савенковым от Главного инспектора училищ Восточной Сибири только 3 августа 1873 года, в тексте говорится: «…назначаем Вас Директором Красноярской Учительской Семинарии  с 3-го минувшего июля».

После вступления в должность директора Красноярской учительской семинарии, И.Т. Савенков остается ее бессменным руководителем на протяжении 20 лет.

Первый директор Красноярской учительской семинарии Иван Тимофеевич Савенков был выдающейся личностью. Разносторонний, образованный и талантливый — известный археолог, краевед, шахматист, педагог-новатор, чьи труды печатались в России и за рубежом — он стал примером подражания для многих. Будучи сильным организатором, Иван Тимофеевич смог привлечь на государственную службу не только высоко образованных, но и по-настоящему преданных педагогическому делу преподавателей, среди них:
преподаватель арифметики и геометрии Алексей Сергеевич Еленев кандидат императорского Сибирского Университета физико-математического факультета
преподаватель истории, географии, естествознания Павел Степанович Проскуряков статский советник первый директор Красноярского краеведческого музея, краевед, археолог;
учитель пения Павел Иосифович Иванов-Радкевич —  основатель и первый директор Красноярской народной консерватории;
Василий Александрович Сипкин — основатель первой частной театральной библиотеки, создатель первых народных театров в крае.

Благодаря деятельности этих педагогов семинария подготовила и выпустила не одно поколение ярких и талантливых педагогов:
Георгий Игнатьевич Итыгин — один из организаторов народного образования в Хакасии, главный редактор журнала «Сибирская школа»
Емельян Федорович Кудрявцев — редактор и издатель политической газеты «Енисей», известный за пределами страны и многие другие…

Так в третьей четверти XIX века начала свой путь Красноярская учительская семинария, единственное учреждение в Енисейской губернии, предназначенное для подготовки учителей начальных школ…