Рубеж XIX-XX вв. в России связан с бурным социально-экономическим подъемом. Происходила модернизация общества, которая заставляла вносить коррективы во многие, казалась бы, устоявшиеся порядки. Сложившаяся к середине XIX в. система народного образования мало удовлетворяла возросшие потребности общества. Так, среди либеральных реформ, проводимых правительством Александра II одно из важных мест заняла реформа народного образования, уделившая на уровне государства особое значение проблеме народного просвещения и профессионального образования. Население Российской империи по-прежнему в большей части оставалось безграмотным, и подготовку педагогических кадров необходимо было вести в новом для государства ключе, используя возможно опыт не только собственный, но и заграничный.
В 1864 году была проведена школьная реформа, позволившая сделать российскую школу не сословной, а классовой. Данная реформа давала возможность частным лицам открывать новые школы, а также способствовала тому, что учрежденные в том же году органы местного самоуправления — земства, могли привлекаться к школьному делу. Земства, несмотря на некоторые ограничения в области развития народного образования, уже в первые годы своего существования участвовали в создании начальных сельских школ. А учительские должности занимались лицами без специальной подготовки, поэтому вопрос о подготовке учителей для начальных школ вставал на уровне государства очень остро.
Однако в Сибири земств не было, и здесь в целом ощущалась нехватка и общеобразовательных заведений, и учителей. И с 60-х годов XIX вв. начинается бурное развитие государственной системы образования в Сибири.
Ещё в 1864 г. в качестве эксперимента в местечке Молодечно (Западная Белоруссия) была учреждена учительская семинария. Был подготовлен временный Устав и Положение, по которым семинария являлась открытым учебным заведением, где бесплатно обучались представители всех сословий. Первые 4 года деятельности учительской семинарии показали необходимость внедрения данного опыта на всей территории России. И с 1872 года правительством утверждались учительские семинарии во всех регионах Российской империи, включая Сибирь.
В Государственном архиве Красноярского края сохранились документы, свидетельствующие о том, что Красноярская учительская семинария была учреждена на основе Положения и штатов Молодечнянской учительской семинарии. Так, в фондах Красноярской городской управы, сохранились распоряжения гражданского губернатора городскому голове об открытии в городе Красноярске учительской семинарии. На основании данных материалов можно проследить последовательность в решении обозначенного вопроса.
В июне 1873 года гражданский губернатор Енисейской губернии, действительный статский советник Лохвицкий Аполлон Давыдович, направляет уведомление Красноярскому Городскому Голове Кузнецову Петру Ивановичу
В документе утверждается, что на первый год в семинарию могут быть зачислены 20 учеников из городского и сельского сословия. Особое внимание обращено на то, каким образом необходимо осуществлять отбор для обучения в семинарии: «… удовлетворяющих требования на поступления в оную, точно такие же какие принимались в руководстве при поступлении в Иркутскую учительскую семинарию». Видимо, в связи с тем, что первая учительская семинария в Восточной Сибири была открыта в Иркутске, в 1872 году, Красноярская учительская семинария в организационном плане должна была ориентироваться на уже имеющийся опыт, в том числе и в деле отбора кандидатов на поступление.
Лохвицкий А.Д. пишет: «Сообщая о вышеизложенном, я имею честь покорнейше просить Вас, Милостливый Государь, немедленно распорядиться о выборе 3-х кандидатов из городского сословия, желающих поступить в учительскую семинарию и удовлетворяющих помянутые выше требования, на поступление в оную для помещения двух из них в учительскую семинарию и о том кто будет Вами избран уведомить меня». Строки свидетельствуют о наличии определенного конкурса при выборе кандидатов на обучение, однако решающим фактором являлось личное решение городского головы.
Дальнейшая деловая переписка губернатора и городского головы свидетельствует о том, что ни в Енисейске, ни в Канске и Ачинске не нашлось молодых людей из городского сословия, которые бы по знаниям могли поступить в открывавшуюся в Красноярске учительскую семинарию. Вследствие чего, губернатор просит «немедленно распорядиться о выборе из городского сословия 6-ти кандидатов желающих поступить в учительскую Семинарию, взамен не оказавшихся в гг. Енисейске, Канске и Ачинске».
В следующем письме городскому голове, губернатор упоминает о том, что Главный инспектор училищ Восточной Сибири «просит сделать распоряжение о приискании в городе помещения для означенной семинарии и служащих» и обращается к П.И. Кузнецову с просьбой уведомить его о состоянии пожертвованного им в г. Красноярске помещения под семинарию «с квартирами для директора оной, Законоучителя, 3-х наставников и 2-х учителей» и о том «в какой именно части города находится жертвуемый Вами дом, и если предполагается перестройки или новые постройки при доме, то к какому времени они могут быть окончены». Таким образом, можно предполагать, что изначально речи о строительстве собственного здания для семинарии не было, и решался вопрос исключительно о возможных местах её расположения в уже имеющихся зданиях города.
Поэтому с 1873 по 1895 год семинария располагалась в доме Волкова по адресу улица Мира, 47.
В фонде Красноярской учительской семинарии есть документ, подтверждающий назначение её директором Савенкова Ивана Тимофеевича, занимавшего на тот момент должность учителя математики Красноярской гимназии. Несмотря на то, что распоряжение о его назначении было получено И.Т. Савенковым от Главного инспектора училищ Восточной Сибири только 3 августа 1873 года, в тексте говорится: «…назначаем Вас Директором Красноярской Учительской Семинарии с 3-го минувшего июля».
После вступления в должность директора Красноярской учительской семинарии, И.Т. Савенков остается ее бессменным руководителем на протяжении 20 лет.
Первый директор Красноярской учительской семинарии Иван Тимофеевич Савенков был выдающейся личностью. Разносторонний, образованный и талантливый — известный археолог, краевед, шахматист, педагог-новатор, чьи труды печатались в России и за рубежом — он стал примером подражания для многих. Будучи сильным организатором, Иван Тимофеевич смог привлечь на государственную службу не только высоко образованных, но и по-настоящему преданных педагогическому делу преподавателей, среди них:
преподаватель арифметики и геометрии Алексей Сергеевич Еленев — кандидат императорского Сибирского Университета физико-математического факультета;
преподаватель истории, географии, естествознания Павел Степанович Проскуряков — статский советник, первый директор Красноярского краеведческого музея, краевед, археолог;
учитель пения Павел Иосифович Иванов-Радкевич — основатель и первый директор Красноярской народной консерватории;
Василий Александрович Сипкин — основатель первой частной театральной библиотеки, создатель первых народных театров в крае.
Благодаря деятельности этих педагогов семинария подготовила и выпустила не одно поколение ярких и талантливых педагогов:
Георгий Игнатьевич Итыгин — один из организаторов народного образования в Хакасии, главный редактор журнала «Сибирская школа»
Емельян Федорович Кудрявцев — редактор и издатель политической газеты «Енисей», известный за пределами страны и многие другие…
Так в третьей четверти XIX века начала свой путь Красноярская учительская семинария, единственное учреждение в Енисейской губернии, предназначенное для подготовки учителей начальных школ…
9 декабря 1893 года Иван Тимофеевич покидает Красноярск. Он едет на новое место службы — в Варшаву, инспектором городских училищ. В 1894 году его место директора Красноярской учительской семинарии занимает И.М. Софийский, талантливый ученый, но очень слабый организатор. Престиж семинарии с каждым годом стал падать, и она уже была на грани закрытия. 5 апреля 1897 года директором семинарии назначается 48-летний статский советник Федор Иванович
Говоров, в последние годы работавший инспектором народных училищ Воронежской губернии. Благодаря его знаниям и энергии семинария вновь завоевывает утраченные позиции. В 1900 году Говоров начинает строительство нового здания для учительской семинарии.
Проект здания был разработан губернским архитектором Александром Александровичем Фольбаумом.
В 1903 году строительство было завершено. В этом уникальном памятнике архитектуры начала XX века располагается Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького с 1903 года и по настоящее время.
Значительный вклад в разработку проектной документации строящегося здания с учетом потребностей образовательного учреждения внес Федор Иванович Говоров.
Из докладной записки директора учительской семинарии Ф.И.Говорова на имя Главного Инспектора училищ Восточной Сибири от 7 июня 1880 г.
Из пункта «О плане»
«…необходимость разделения здания будущей семинарии… на два корпуса. Главный корпус: учебное заведение и квартиры директора и трех учителей; второй корпус – квартиры господ наставников… Данное разделение, удобно для помещения квартир и должно облегчать … исходатайствование сумм. Сперва, можно закончить с главным корпусом, потом со вторым…»
«…комнаты квартир весьма умеренной величины, классные же помещения по размерам вполне соответствуют числу учеников несколько большему, чем полагается…
Освещение не упущено из виду и господ техников я просил обратить особое внимание на наилучшее отношение стеклянной поверхности к поверхности пола.
Классные столы расположатся правильно в отношении освещения; пособия будут достаточно и правильно освещены…»
Из пункта «О смете»
Исчисление стоимости постройки зданий Красноярской учительской Семинарии
А. Главный корпус – 73 474 р.
Б. Флигель – 18 256 р.
..
Г. Кухня — 7832 р.
Д. Разборка сырости, очистка и планирование двора — 3400 р.
Итого 115 401 руб.
…Однако…при хозяйственном способе ведения постройки и своевременной заготовке материала исчисленная сумма понизится до 25%, то есть на всю постройку потребуется 85 551 рублей.
Всего до революции из стен семинарии вышло 428 учителей. За период с 1873 по 1917 гг. среди обучающихся были исключительно юноши.
В 1923 году Красноярская учительская семинария была преобразована в Красноярский педагогический техникум, а уже в середине 1930-х гг. педагогический техникум был переименован в педагогическое училище. В это время, отмечая заслуги учебного заведения, Городской Совет Красноярска вынес решение о присвоении этому учебному заведению имени А.М. Горького.
В 1935 и последующих годах молодёжь училища способствовала выполнению еще одной серьезной государственной задачи. Необходимы были молодые «хорошо подготовленные по знаниям и готовые к преодолению непривычных трудностей учителя» для обеспечения всеобуча в северных национальных округах Красноярского края: Эвенкийском и Таймырском. Каждый год из выпускных классов формировались две группы, которые факультативно 3-4 дня в неделю изучали эвенкийский и ненецкий языки, учебные пособия на этих языках, литературу для детского чтения и особенности хозяйства и быта этих северных народов, с целью основательной подготовки к работе в национальных школах – интернатах Эвенкии и Таймыра, включая работу и в передвижных школах – чумах.
В сложные для страны 30-е годы директором училища был Георгий Тихонович Григорьев. Обладая поистине уникальными личностными качествами, он оказывал колоссальное влияние на студентов. За свой труд и вклад в образование Георгий Тихонович получил правительственные награды и медали: «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.», знак «Отличник просвещения».
Много сил отдавал Григорьев воспитанию у выпускников личностных качеств. Он знал лично каждого учащегося, вовремя умел помочь им – словом, советом, делом. Даже спустя много лет в письмах выпускников того периода много говорилось теплых слов о Григорьеве. Одно из таких писем пришло на адрес красноярского педагогического техникума от его выпускника Морозова Александра Иннокентьевича, учителя начальной школы Рыбинского района Красноярского края. Письмо датировано 8 ноября 1936 г.
«… Вот уже третий год прошел, как мы выпущены из стен педтехникума, но забыть его никак не хочется. …Ваше отношение к учащимся накладывает неизгладимый отпечаток на человека,… человека, который выполняет нужную роль, как и Вы, роль учителя… Спасибо Вам, Георгий Тихонович, за то теплое, отеческое отношение к нам, учащимся,…за те качества, которые Вы в нас воспитали».
Еще одна выпускница педагогического техникума, осознавая роль Г.Т. Григорьева в становлении своих личностных и профессиональных качеств, посвятила стихотворение педагогу-наставнику:
«…Но всегда, в дни тревог мучительных,
И в счастливые дни побед,
Вспоминаю я Вас, учителя,
Друга старшего юных лет.
Научили меня Вы многому:
Видеть радость в чужом труде.
Быть прямою. Где надо, строгою,
Уважать и любить людей…»
В 1963 г., выпускник 1938 г., занимая должность секретаря Тасеевского районного парткома КПСС, В.Миргунов в поздравлении педагогического коллектива Красноярского педагогического училища, в связи с 90-летием со дня образования заведения писал: «Прошло уже двадцать пять лет с тех пор как училище мне вручило путевку в жизнь, но я всегда с удовольствием вспоминаю педагогический коллектив, который не жалея сил учил нас педагогическому мастерству, учил любить свое дело… Мы не искали легких дорог. Многие из нас поехали работать на крайний север, а там особенно пригодилась хорошая закалка твердости, умение бороться с трудностями, полученные в училище. Я хочу… передать мою самую искреннюю благодарность нашим учителям и воспитателям – бывшему директору училища, замечательному педагогу Георгию Тихоновичу Григорьеву и всем тем, кто готовил нас в жизнь…».
С началом Великой Отечественной войны в 1941 г. в связи с эвакуацией педагогическое училище было переведено в г. Енисейск. Общий контингент учащихся составил всего 148 человек.
В здании училища в годы войны разместился военный госпиталь. Многие преподаватели ушли на фронт. Среди них и бывший директор педагогического техникума в 1923-1930 годах Низовцев Андрей Константинович (бывший член Военно-Армейского Совета Щетинкинской партизанской армии), погибший в боях за освобождение Эстонии.
После окончания Великой Отечественной войны училище вернулось в Красноярск. Однако вплоть до 1963 г. оно размещалось в здании городской школы №4, занимая I и IV этажи.
На протяжении 15 лет (с 1953 по 1968 гг.) училище возглавлял Курганский Василий Иванович. Следуя духу исторической эпохи, училище в это время выполняло активную педагогическую и общественно-просветительскую работу.
Особой страницей в историю педагогического учреждения вписано отделение «Музыкальное образование», открытие которого состоялось в 1957 г. Основная задача отделения — подготовка учителей музыки и музыкальных руководителей для детских садов.
Одним из ярких деятелей, стоявших у истоков отделения, является Николай Александрович Тычинский (10.06.1922-14.03.2012) – дирижёр, хормейстер, отличник народного просвещения, заслуженный работник культуры РСФСР. Хор под руководством Н.А. Тычинского выступал на телевидении, радио, проводил серию выступлений с программами из произведений русских композиторов, зарубежных авторов на различных площадках.
Имя Дмитрия Хворостовского, выпускника этого отделения, известно всему миру.
История отделения «Музыкальное образование» неразрывно связана с именем Любови Николаевны Лохман, которая стояла у истоков краевой образовательной политики в области методики музыкального образования еще с того времени, когда в учреждении только открылось отделение, выпускавшее специалистов в области преподавания музыки в школе.
Результаты подготовки отделения «Музыкальное образование» видны в деятельности выпускников отделения, которые работают в образовательных организациях города и края, среди них Духно Е.А., директор МАОУ СШ № 137, Худоногова И.Ю., руководитель межрайонного ресурсного центра по работе с одаренными детьми, Мария Бенюмова, руководитель хора и дирижер в оперном театре Крефельда.
В 1972 – 1979 гг. директором была Зайцева Любовь Макаровна. В эти годы в училище складывается традиция – экскурсионные поездки учащихся выпускных групп в Москву. Для многих студентов из сел и деревень края это была единственная возможность познакомиться с достопримечательностями столицы.
В 1979-1985 гг. директором училища была Бутенко Галина Николаевна. В эти годы, по-прежнему, большое внимание уделялось патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Ежегодно проходили «Праздники песни и строя», работал «Клуб интернациональной дружбы», в рамках которого студенты отделения знакомились с культурой и историей отдельных стран.
Во второй половине 1980-х годов зданию педагогического училища был возвращен исторический вид, в чем большая заслуга директора Вычужаниной Галины Александровны (1985 – 1991гг.).
В течение пятнадцати лет (с 1991 – по 2006 гг.) должность директора занимала Ольга Николаевна Никитина. В 1990 годы в крае появились краевые инновационные комплексы. Основной площадкой комплекса развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова стало педагогическое училище и экспериментальные классы в школе №20. В 1995 г. педагогическому училищу присваивается статус «педагогический колледж». Он становится современным учебным заведением, бережно сохраняющим традиции прошлого и одновременно используя все самые современные методики преподавания.
В 1997 году в связи с острым дефицитом учителей английского языка в крае на базе колледжа открыто новое отделение — «Английский язык». С 1998 года на базе колледжа реализовывался совместный российско-британский проект по созданию абсолютно новой системы подготовки учителей английского языка.
В течение пяти лет проходили международные конференции учителей английского языка «Английский для человека XXI века». Программы, разработанные преподавателями отделения, вошли в Федеральный государственный образовательный стандарт II поколения.
По заказу Агентства образования, в колледже появились новые направления подготовки и специализации. В 2003 году на основании приказа Главного управления образования администрации Красноярского края открыта специальность «История».
2000 году на отделении «Музыкальное образование» благодаря деятельности Л.Н.Лохман была инициирована и создана лаборатория индивидуально-ориентированной системы обучения, которая и сейчас является ведущей технологией на отделении.
Для колледжа открываются всё новые и новые перспективы.
В 2009 году отделение «Музыкальное образование» выступило инициатором и организатором благотворительного проекта «Большое сердце». В рамках проекта в концертных залах Красноярска в содружестве с музыкантами города, голландским композитором Адом Верхоуэном, хор колледжа ежегодно давал благотворительные концерты.
С 2015 года по инициативе директора Алексеевой Татьяны Александровны студенты и преподаватели колледжа присоединились к мировому движение WorldSkills, целью которого является развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профстандартов с помощью проведения конкурсов профессионального мастерства по всему миру. В 2016 году Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького заявил новую компетенцию WorldSkills – «Преподавание музыки в школе», разработанную методической группой отделения «Музыкальное образование». Компетенция успешно прошла апробацию на Региональном чемпионате, была представлена на полуфинале Национального чемпионата «World Skills Russia» в Сибирском Федеральном округе (2016 г.) и в 2018г. вошла в основной реестр компетенций.
Отделение «Преподавание в начальных классах» по праву гордится своими учителями, которые обучали студентов премудростям педагогической науки. Среди них есть и те, кто сам, когда-то впитав основы педагогики в стенах этого заведения, связал свою жизнь с его историей. Сегодня на отделении работают его выпускники Кураленко М.И., Канина А.Г., Фрицлер Н.А., Вахромеева Т.А., Курзина Е.В., Куриленко Е.А., Харитонова Т.А., Осипова М.С., Шестаков А.А. Долгие годы отделение возглавляла Ирина Александровна Абраменко, его выпускница.
Сегодня Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького живет яркой и насыщенной жизнью, сохраняя добрые традиции и смело шагая навстречу будущему.