В отечественном дошкольном образовании накоплен огромный практический опыт, основанный на отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях. Данный опыт в большей степени отражен в современных альтернативных программах дошкольного воспитания. Поэтому важной составляющей специализации является изучение содержания современных альтернативных программах дошкольного воспитания.
Знание психологии дошкольного возраста и умение видеть и понимать особенности дошкольника в отличие от ребенка младшего школьного возраста (готового к школьному обучению) позволит избежать трансляции школьных форм и содержания обучения в группах кратковременного пребывания на базах различных образовательных учреждений. Понимание самоценности дошкольного возраста и важности полноценного проживания каждого возрастного периода позволит обеспечить качество образования в группах кратковременного пребывания детей.
Помимо содержания образования учащиеся получают представления о способах организации предметной среды, которая в дошкольном возрасте имеет огромное значение и во многом способствует развитию интереса детей. В дошкольном возрасте одной из первостепенных ролей в освоении ребенком нового содержания играет взрослый. В каждом содержательном разделе рассматривается роль и позиция взрослого, мотивирующая интерес ребенка, поддерживающая ее активность и инициативу.
Личностно — ориентированное образование предполагает обучение, ставящее акцент на личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношение к знаниям.. Соответственно педагог должен владеть адекватной для данной системы методиками оценки уровня развития и достижений ребёнка, с помощью, которой он сможет проследить динамику развития ребёнка, выявить сильные и слабые стороны воспитанника; видеть проявления детей комплексно, разносторонне в динамике; решать проблему преемственности детского сада и школы, создавая более эффективные условия адаптации за счёт выявления зоны актуального развития ребёнка.
Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе, осуществляемом образовательным учреждением, обеспечивает преемственность в методах воспитания и создаёт для ребёнка безопасную, эмоционально благоприятную среду развития.
Вовлечение родителей в жизнь образовательного учреждения, налаживание взаимопонимания и взаимодействия между родителями и педагогами является сложной задачей, успех решения которой зависит от ряда факторов. Например, расхождения между родителями и педагогами при определении воспитательно — образовательных приоритетов могут базироваться на несовпадении методов и ценностей воспитания обеих сторон.
Технология работы с родителями представляет собой специально выстроенный процесс, учитывающий факторы, влияющие на достижение эффективного взаимодействия взрослых, обеспечивающих ребёнку развивающую среду.