9 декабря 2021 года стартовал III краевой форум ««PROнаставничество 2021: стратегии и сценарии развития», посвященный обсуждению вопросов социальной значимости становящегося в России, в Красноярском крае института наставничества в контексте развития системы образования.

В первый день более 1150 человек приняли онлайн-участие в пленарном заседании и посетили виртуальные площадки. Участники форума – это педагоги, управленцы, представители общественных организаций и предприятий Красноярского края, а также гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Пермского и Хабаровского краев, Республик Татарстан и Бурятия, Челябинской области.

Приветствовала участников первый заместитель министра образования Красноярского края Наталья Викторовна Анохина.

Глубокие и интересные доклады о том, на какие современные вызовы отвечает наставничество сегодня и каковы перспективы его развития в системе образования России представили на пленарном заседании известные эксперты:
■ Сергей Борисович Переслегин, руководитель исследовательской группы «Конструирование Будущего», г. Санкт-Петербург;
■ Ирина Леонидовна Пронькина, канд. экон. наук, директор федерального ресурсного центра наставничества EDMENTOR, соавтор федеральной целевой модели наставничества, эксперт Агентства стратегических инициатив, член рабочей группы национального проекта «Образование», г. Москва;
■ Андрей Александрович Тёров, канд. пед. наук, старший научный сотрудник Лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, эксперт МОО Межрегиональная тьюторская ассоциация, г. Москва;
■ Ольга Владимировна Бережнова, канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования», г. Орел;
■ Екатерина Владимировна Морозова, директор Открытого университета Сколково, основатель и лидер проекта «Академия наставников».

В первый день работа Форума была организована по четырем трекам, на которых обсуждалась роль наставников в процессах социализации, адаптации и профессионализации обучающихся, молодых специалистов, педагогов:
■ Трек 1 — In (наставничество на производстве и в системе среднего профессионального образования);
■ Трек 2 — Th (педагогическое наставничество);
■ Трек 3 — Sch (наставничество в школе);
■ Трек 4 — Add (наставничество в дополнительном образовании).


 
Трек 1 – In (наставничество на производстве и в системе среднего профессионального образования)
На презентационной площадке «Наставничество в профессиональном образовании: практики, техники, компетенции» участники обсуждали наиболее актуальные вопросы, делились накопленным опытом реализации программ наставничества: проблемы наставляемого, решаемые наставником; техники и формы организации наставничества; компетенции наставника.
Среди спикеров площадки были не только представители учреждений системы среднего профессионального образования (Красноярский техникум социальных технологий, Енисейский педагогический колледж, Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса), но и сотрудники крупных производств (ООО «Лента», АО «Почта России»). Обсуждение практик наставничества позволило определить возможные перспективы дальнейшего взаимодействия.

 
Трек 2 – Th (педагогическое наставничество)
Очень содержательным и живым получился разговор в рамках круглого стола «Роль наставника в адаптации и профессиональном развитии педагога».
На презентационной площадке Практики педагогического наставничества» были  представлены  масштабная практика  сопровождения  молодых педагогов в Пермском крае,  практики педагогического наставничества, опыт создания сообщества наставников в Томской области, применение   средств неформального образования в Санкт-Петербурге,  опыт  использования  кураторской методики К.М. Ушакова в программах профессионального развития молодых специалистов , МАОУ СШ № 82 г. Красноярск.

 
Трек 3 — Sch (наставничество в школе)
На презентационной площадке «Наставник в школе» педагоги обсуждали имеющийся опыт внедрения наставничества и позицию наставника, отличие от позиции других педагогов школы: классного руководителя, педагога-психолога, учителя-предметника.
Дискуссия «Роль и социальная значимость наставника в процессах обучения, социализации и воспитания школьников» была посвящена социальной роли и статусу наставника в школе.  Были определены границы деятельности наставника: результаты, целевые группы и основные процессы.
На дискуссии «Возможности наставничества для реализации воспитательных задач в школе» представители школ рассматривали приоритетные задачи воспитания в современной школе и возможность использования наставничества как инструмента для их достижения.

 
Трек 4 — Add (наставничество в дополнительном образовании)
Работа трека «Наставничество в дополнительном образовании и кружковом движении» была посвящена построению образа наставника в дополнительном образовании. Участниками трека было обнаружено, что наставник дополнительного образования может выступать в двух направлениях: в работе с командой и индивидуальном наставничестве. Определяющими факторами в выборе направления деятельности наставника являются его ценности и личностные характеристики. Участники трека пришли к выводу, что такими ценностями и характеристиками являются:
■ широта взглядов наставника;
■ способность удержать картинку будущего;
■ возможность построить доверительные отношения с наставляемым;
■ умение видеть ценности проекта наставляемого и способность  передать ему эту ценность;
■ удерживание перспектив в работе с наставляемым.
Преимущественно основными результатами деятельности наставника в дополнительном образовании являются развитие навыка совершать выбор, осознанность, самостоятельность и доведение до конкретного результата наставляемого.